«Зеленые»: марш сквозь принципы
Какие правительственные коалиции возможны по итогам выборов в ГерманииПредвыборная кампания в ФРГ движется к своему финишу. Согласно последним данным, большинство, нужное для продолжения коалиции ХДС/ХСС – СДПГ, не набирается.
Две крупнейшие «народные» партии – консерваторы и социал-демократы – заранее ищут партнеров для коалиций. Подходящей партией каждой из них кажутся зеленые. Возможна как консервативно-либерально-зеленая коалиция, так и союз социал-демократов, либералов и зеленых.
В то же время в обеих народных партиях – как в аппарате, так и в базисе – немало противников зеленых. Почему? Разве экологические цели в наше время не самые важные?
Экологические партии Европы относительно молоды, они слепки послевоенных политических культур своих стран, нередко культур борьбы, в которой продвигались экологические повестки. Однако в случае зеленых уместнее было бы говорить о «культуре ненависти».
Эта ненависть выросла в уличных беспорядках 1968 г., она родом с тех франкфуртских мостовых, где бросал камни в полицейских будущий министр иностранных дел Йошка Фишер, где издавалась газета «Булыжный пляж», где мелкобуржуазная молодежь, вдохновленная левацкими идеями, считала себя носителями «нового революционного сознания» и где ненависть к своей стране считалась прогрессивной.
Из студенчества 68-го года выросла знаменитая «критическая общественность», идейным знаменем которой стала франкфуртская школа и философ Юрген Хабермас, а политическим представительством – зеленые. Из ненависти уличных боев выросла та культура ненависти, которая – при меняющемся содержании – определяла и продолжает определять политический стиль зеленых – от знаменитого «С вашего позволения, господин федеральный президент, вы подлец» молодого Йошки Фишера в 1983 г. до боевой каски и бронежилета нынешнего лидера партии «Союз 90 / Зеленые» Роберта Хабека, в мае 2021 г. в Восточной Украине потребовавшего от германского правительства вооружать Украину против России.
Немецкие зеленые – партия ненависти, которая выплескивается на всех, кто не разделяет ее повестки. А она жестка и бескомпромиссна. Жестка не только к населению, которому придется подтянуть пояса ради климата, но и к природе.
Первые 100 дней после прихода к власти они обещают заниматься только климатом. Чтобы получить нужное количество зеленой электроэнергии, планируется строительство все новых ветряков, которые и так заполонили немецкие пейзажи. На законодательном уровне предполагается обязать строителей новых домов размещать на крышах солнечные батареи – и до 2030 г. полностью выйти из угольной энергетики. А главное – планируется новое министерство защиты климата с правом вето на законопроекты всех других министерств, не согласующиеся с целями Парижской конвенции.
«Это еще демократия или уже диктатура?» – спрашивают озабоченные избиратели, утешаясь лишь тем, что подобный проект не найдет согласия партнеров по коалиции. Никого не удивляет, что спорное предложение исходит от партии, так трепетно относящейся к нарушению демократии в других странах. Ведь здесь демократию предлагают нарушить ради благой цели, ради климата. А это другое.
По отношению к России партия предлагает исключительно «политику ценностей», а не интересов. В июне 2021 г. зеленые с парламентской трибуны пытались переломить политику германского правительства в стратегическом партнерстве с Россией, требуя отказаться от «Северного потока – 2». Говорить о будущем российско-германских отношений, в случае если политику Германии будет определять эта партия, большого смысла нет.
Наилучшим как для Германии, так и для ее партнеров исходом предстоящих выборов была бы коалиция, называемая в честь черно-красно-желтого немецкого флага «Коалицией Германия», – консерваторы, социал-демократы и либералы: коалиция предсказуемых и реалистичных партий. В современной ФРГ на федеральном уровне такой коалиции пока еще не складывалось, хотя, по данным последних опросов, 57,3% избирателей ее бы поддержали.